Буддизм кратко, направление в буддизме, философия буддизма

 
  lotos  

Поиск по странице ( регистрозависимый)



Религия Философия Обсуждение Источник Словарь

Православное христианство

Католическое христианство

Христианские секты

Вайшнавизм

Индуизм

Индуистские секты

Буддизм

Буддистские секты

Иудаизм

Ислам

Исламистские секты

Другие верования

Top.Mail.Ru

Top.Mail.Ru



Поддержите проект
счёт в яндекс-деньги
№ 41001971956803









Направление в буддизме, школы буддизма, дзен буддизм, буддизм хинаяны, тибетский буддизм

БУДДИЗМ. Религиозно-философская система, возникшая в древней Индии. Основатель — Будда Шакьямуни. Самоназвания: Дхарма (учение), буддха-вачана (Слово Будды), буддхагама (доктрина самого Будды), бауддха-даршана (буддийская религиозно-философская система), буддха-дхарма (учение, закон Будды), буддха-марга (путь Будды; путь, указанный Буддой), мадхьяма-марга (срединный путь). Другие названия: религия Бо, буддаизм, буддизм. Возникшее два с половиной тысячелетия тому назад, учение Будды, несмотря на его сложность, считается мировой религией наряду с учениями, возникшими на сотни лет позднеё Занимаясь проблемами внутреннего мира человека, буддисты не учат теориям сотворения мира, не проповедуют идеи бога-творца и субстанциальной души, поэтому учение называют религией без бога и без души, мировоззрением, религией сознания.

 

БУДДИЗМ. Традиционная религия России. Буддизм появился в России в XVII в. Он пришел через Монголию в форме тибетского буддизма и распространился в Южном Забайкалье за счет миграции населения при слабом пограничном контроле. Первые буддисты занимались целительством и совершали обряды в маленьких передвижных кумирнях.

 

БУДДИЗМ КИТАЙСКИЙ. Учение Будды (кит. фо цзяо), адаптированное к китайскому менталитету, к религии и древней китайской культуре. Учение проникло в Китай в начале н. э.

Существует мнение, что буддизм «въехал» в Китай на даосизме. Философия буддизма, не противоречащая догматам этого учения, рассматривалась как его развитие. Сунь Чо (IV в.) назвал Будду (кит. фо) воплощением Дао. Карма (кит. е) считается проявлением Дао.  Обычных людей, мирян (кит. фаньжэнь) привлекали в буддизме возможность при помощи святого (кит. пуса) получить освобождение от страданий, т. е. войти в нирвану (кит. непань), «переправиться на другой берег» (кит. би ань). Близкой китайцам оказалась и идея кармы как справедливого воздаяния за заслуги (кит. фу дэ, гун дэ), надежда достичь освобождения если не в этой, то в какой-либо следующей жизни. Наиболее почитаемы в китайском буддизме Будда Шакьямуни (кит. Шицзямуни), будды Амитабха (кит. Амитофо) и Майтрейя (кит. Милэ), бодхисаттва Авалокитешвара (кит. Гунъинь, Гуаньшиинь).

Школа люй (кит. люй цзун). «Школа устава.» Другое название: «Школа Южных гор» (кит. «Наньшань цзун»). Сформировалась в III в. как аналог индийской школы устава (сс. виная). Согласно учению, освобождение может быть достигнуто при точном соблюдении предписаний, методик, обетов и т. д.

Школа ми (кит. ми цзун). «Тайная школа». Другие названия: «Школа истинных слов», т. е. мантр (кит. чжэньянь цзун), «Тайное учение» (кит. ми цзяо). Китайская версия ваджраяны, индийской школы тантрического буддизма. Основана после V в.

Школа саньлунь (кит. саньлунь цзун). «Школа трех трактатов». Основана в V–VI вв. Проблема исследований: пустота, пустотность мира (кит. кун сюй, сюй кун, кун). Аналог индийской школы мадхьямика.

Школа тяньтай (кит. тяньтай цзун). «Опора Небес». Основана Чжии в VI в. Прямого аналога в Индии не имеет. Духовным патриархом, основным авторитетом считается Нагарджуна. В учении утверждается, что нет принципиального различия между живым и неживым.  Высшим персонифицированным началом считается космический будда Вайрочана (кит. Дажи).

Школа фасин (кит. фасин цзун). Под этим названием имеется в виду идеологическое содружество трех школ: саньлунь, тяньтай и хуаянь, которые одинаково трактуют сущность дхарм, дхармовость, дхармату (кит. фа син), природу будды (кит. фо син) и пустотностъ (кун, кун сюй, сюй кун, сюй) дхарм (кит. фа).

Школа фасян (кит. фасян цзун). «Школа истинной сущности дхарм». Другое название — «Школа только сознания» (кит. вэйши). Аналог индийской школы виджнянавада. Допускают, что фасян и вэйши были двумя разными школами, что не доказано. Как и в случае виджнянавады (йогачара), два названия подчеркивают два аспекта деятельности школы: практику работы с сознанием, достижение высших его состояний и создание концепции, основанной на результатах этой практики.

Школа хуаянь (кит. хуа-янь цзун), «Гирлянда цветов». Основана Фацзаном в VII–VIII вв. Прямого прототипа в Индии не имеет. Сочетает элементы виджнянавады и мадхьямики. Развивает учение о подлинной, истинной реальности, таковости (кит. чжэнь жу), об абсолюте, татхагатагарбхе (кит. жулай цзан), о едином субстрате сознания. Рассматривает закон всеобщей причинности. Исследует философскую терминологию. Согласно учению хуаянь, сознание (кит. ши) одновременно служит причиной всех вещей и явлений и само зависит от них.

Школа цзинту (кит. цзинту цзун). — «Школа Чистой Земли». Другое название: «Школа Лотоса» (кит. лянь цзун). Сформировалась в VII в. на основе Общества Белого Лотоса (кит. бай лянь шэ). Учение связано с культом будды Амитабхи (кит. Амитофо). Форма китайского амидаизма. Считается, что будда создал Чистую Землю (кит. Цзин Ту), аналог индийской Сукхавати, в которую может попасть каждый, кто ведет праведный образ жизни, постоянно думает о будде, созерцает его образ и призывает его, повторяя его имя.

Школа чань (кит. чань цзун). «Школа медитаций». Другие названия: «Школа сознания Будды» (кит. Фо синь цзун), «Школа передачи печати сознания Будды» (кит. чжуань фо синь инь цзун).  Направление чаньбуддизма более известно как дзэнбуддизм.

 

БУДДИЗМ МАХАЯНЫ. Направление буддизма, сформировавшееся в Индии на рубеже н. э. «Широкий путь». «Большая колесница». Оно сделало освобождение доступным для большего количества адептов и привлекло к учению мирян. Другие названия: махапатха (Великий путь), даршана-марга (путь учения Будды), бодхисаттваяна (путь бодхисаттв).

 

Школа виджнянавада. «Учение о сознании». Другое название — йогачара. Оно подчеркивает, что учение школы основано на логической практике, работе с собственным сознанием, результаты которой обобщаются и интерпретируются. Допускают, что было две тесно сотрудничающие школы. Третье название — дхармалакшана — подчеркивает, что учение опирается на теорию дхарм и исследование их признаков (лакшана).

 

Школа мадхьямика (мадхьямака). Главным методологическим принципом считает срединность (мадхья). Главная тема исследования и обсуждения — пустота, пустотность (шунья, шуньята) мира. Другое название школы — шуньявада (учение о пустоте). Основана во II в. монахом-философом Нагарджуной. Он отрицает собственную природу (свабхава) вещей и считает, что ею обладает только абсолют, который представляет собой пустоту (шунья), в которой все имеет только имя (нама-матра). Его учение называют негативной, отрицательной диалектикой.

 

БУДДИЗМ РАННИЙ. Ранним называют период до третьего собора (III в. до н. э.) либо до разделения буддизма на два направления, махаяну и хинаяну (тхеравада), в конце I в. до н. э. В раннем буддизме сформировался доктринальный комплекс, закрепленный в палийском каноне «Трипитака» («Типитака») На нем основаны все буддийские учения. В связи с преимущественным применением палийского языка период называют палийским.

 

БУДДИЗМ ТАНТРИЧЕСКИЙ. Направление буддизма, формирование которого относят к III в. Другие названия: ваджраяна (Алмазный путь, Алмазная колесница), мантраяна (Колесница тайных слов, Колесница мантр), гухья мантраяна (Тайный путь мантр), эзотерический буддизм, теоретический буддизм, буддийский тантризм, тантра. Название тантризм правой руки (дакшиначара, дакшинамарга) связано с ритуалом принесения в жертву крови из большого пальца правой руки. В отличие от индуистского (индусского) тантризма левой руки (вамачара, вамамарга), тантрический буддизм имеет целью не слияние с персонифицированным богом, а переход сознания в состояние нирваны, абсолюта. Ритуалы в нем не имеют характера оргий и доминирует философский аспект. 

 

БУДДИЗМ ТАНТРИЧЕСКИЙ. Символика. Символ и знак выступают как синонимы, но когда говорят о невербальном выражении сущности чего-либо, а не просто о замене предмета условленным знаком, принятым по договоренности для обозначения этого предмета, применяют термин-символ. В буддизме главная мантра-символ — Ом, главная мудра — махамудра. В мандалах и янтрах представлены комбинации символов. В тантрическом буддизме большое значение придается символам мужского и женского начал, традиционным в индийской культуре.

 

БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ (тибет. санге-ки чё, санже чой, чё, чой). Направление тантрического буддизма в махаяне. Европейское название ламаизм считается недостаточно точным, так как лама — титул священнослужителя, который может не быть монахом. Буддизм проник в Тибет из Индии. Под влиянием различных школ, в том числе китайских, он сформировался как самобытное направление, взаимодействующее с местным учением бон и автохтонными религиями (тибет. ми шос).  О Тибете писали Н.К. Рерих и Ю.Н. Рерих. Некоторые практики сохраняются только в тибетских монастырях.

 

БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ. Шесть йог Наропы (тибет. чхос-друг). Шесть учений или шесть наставлений индийского мудреца из Кашмира Наропы (Нарота, 956—1040 или 1016–1100), жившего в Тибете и признанного духовным патриархом в школе Кагью. Учение Наропы рассматривают как систему из шести учений о шести видах измененного состояния сознания и практики управления собственной жизнью и смертью с целью достижения духовного бессмертия. Все йоги Наропы причислены к высшим знаниям тантрического буддизма (ануттара-йога-тантра) и входят в учения и практики многих школ.

 

БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ. Школы тибетского буддизма. Тибет оказался благоприятной средой для проповедей индийских мудрецов. Возникли монастыри, владеющие ценными рукописями и предметами культа, вывезенными из Индии. На базе крупнейших монастырских общин формировались школы и новые традиции, в том числе учительская. Появились тибетские священнослужители. Буддизм адаптировался к тибетскому менталитету, взаимодействуя с местными религиями, в основном с учением бон. Наиболее известны четыре крупных школы тибетского буддизма. Гелуг (па). Школа гелуг, гелук, гелу, гэлуг. «Система добродетелей». Школа желтошапочников, названная так из-за цвета головного убора монахов.

БУДДИЗМ ХИНАЯНЫ. Направление в буддизме, сторонники которого придерживаются ортодоксальных взглядов и не признают отклонений от традиционных правил. Допускается углубленное толкование учения, но не реформация под предлогом развития. Термин «хинаяна» означает «Малая колесница», «Узкий путь».

 

Буддизм (яп. буцу-до, бук-кё), адаптированный к культуре (яп. бунка) и менталитету (яп. синсэй) японцев, к древним традициям (яп. дэнто) страны. Первые свидетельства о проникновении буддизма в Японию относятся к V–VI вв. Считается, что невозможно понять японцев и японскую культуру без буддизма.

 

Школа дзёдзицу (яп. дзёдзицу сю). Учение содержит элементы догматики хинаяны и махаяны.Дзёдзицу вошла в школу тэндай.

 

Школа дзёдо (яп. дзёдо сю). Школа Чистой Земли». Основана монахом Хонэном (1133–1212). Учение связано с культом будды Амитабхи (яп. Амида, Мида) и опирается на веру. Утверждается, что будда создал Западную, или Чистую Землю (яп. Дзёдо), чтобы верующие в него могли после смерти тела подготовиться к переходу в нирвану (яп. нэхан). Заслужить благосклонность будды можно, если вести праведный образ жизни и постоянно призывать будду, произнося мантру «Наму Амида буцу» (сокр. «нэмбуцу»). Амидаизм быстро стал популярным. Монах Синран (1173–1262) создал Новую школу дзёдо (Дзёдо-син сю), синран сю. Психотехника амидаизма вызвала шутки и насмешки, но оказалась очень эффективной, помогающей адепту поддерживать определенное состояние сознания

 

Школа дзэн (яп. дзэн сю). Школа созерцания. Аналог китайской школы чань. Имеет два направления. Одно из них (яп. риндзай) основал монах Эйсай (1141–1215) по типу китайской школы Линьцзи. Шоковые методы воздействия на психику адепта позволяют мгновенно достичь просветления (яп. сатори). Воины — самураи отдавали в буддийские монастыри своих младших сыновей, которые не могли претендовать на наследство, но становились образованными и уважаемыми монахами. Занятия динамической медитацией обеспечивали поддержание хорошего физического состояния и готовность к обороне в любой экстремальной ситуации. Учение оказало большое влияние на философию и искусство многих стран.

 

Школа куся (яп. куся сю). Возникла как дочерняя школа хоссо. Занимает позиции хинаяны (яп. сёдзё буккё). Учение содержит классификацию элементов бытия, дхарм (яп. хо). Практика основана на чистом сосредоточении (яп. дзёдзё) и неволнении (яп. муродзё) дхарм.

 

Школа кэгон (яп. кэгон сю). Близка к китайской шкоде хуаянь. Основатель — монах Досэн, вернувшийся из Китая в Японию после изучения буддизма (736). Главным объектом исследований в школе стал мир дхарм (яп. хоккай), дхармовый мир единого сознания (яп. иссин хоккай). В школе практикуется постепенное приближение к освобождению, называемое прохождением земель, ступеней (яп. ти). Школа популярна в современной Японии.

 

Школа нитирэн (яп. нитирэн сю). Другое название: хоккэ (Хоккэ сю). Основана монахом Нитирэном (1222–1282), по имени Хоккэ, который объявил себя бодхисаттвой (яп. босацу), столпом, опорой и спасителем страны.  Считается, что освобождение может быть достигнуто через веру, ритуал и распевание мантры-молитвы «одаймоку» перед свитком со священным текстом-мандалой (яп. «гохондзон»), главным предметом поклонения. Общество ведет активную миссионерскую деятельность в различных странах.

 

Школа рицу (яп. риссю). Школа устава. Аналог индийской школы виная и китайской школы люй. Адепты придерживаются позиций «чистой хинаяны» и проповедуют освобождение через самодисциплину, соблюдение устава, правил, предписаний, медитаций, обетов. После расцвета в XIII–XV вв. школа распалась.

 

Школа санрон (яп. санрон сю), «Три трактата». Аналог китайской школы саньлунь. В Японии учение в VII в. стал проповедовать вернувшийся из Китая монах Энкан. Оно опирается на доктрины индийской школы мадхьямика. Духовным патриархом считается Нагарджуна.

 

Школа сингон (яп. сингон сю). Школа истинных слов. Школа мантр. Тайное учение. Учение об учениях. Основоположник — монах Кукай (774–835). Аналог китайской школы ми (чжэньянь). Высший объект почитания — космический Будда, персонифицированный как Вайрочана (яп. Бирусяна), Великий Вайрочана (яп. Дай Бирусяна), Махавайрочана, Татхагата Великое Солнце. Он имеет три тела-аспекта: вездесущее и всевременное тело закона (яп. хоссин), тело совместных действий, общения (яп. сёюсин) и тело преобразований, явлений в мире (яп. хэнкасин). При духовной практике адепт постигает три тайны трех действий Будды, его тела, его речи и мысли. В школе большое значение придается правильному произнесению мантр, которые в противном случае теряют силу. Широко применяются мандалы (яп. мандара) и мудры (яп. ин, ингэй, тиин). Монахи сингон занимались живописью, музыкой, поэзией. Кукай ставил вопрос о необходимости изучения санскрита.  В учении высшим практическим достижением считают технику обретения тайного величественного сознания (яп. химицу сёгон син). В нем адепт постигает единство с Буддой. Предполагают, что она слилась со школой тэндай

 

Школа тэндай (яп. тэндай сю). «Опора Небес». Основана монахом Сайте (767–822), который впервые назвал Японию Великой Страной Восходящего Солнца. В конце IX в. монахи тэндай в целях самообороны создали первую организацию монахов-воинов (яп. сохэй). Школа выдвинула идею всеединства, гармонизации и союза различных буддийских школ и учений, создания единой религиозной структуры. Согласно учению тэндай, сознание изначально просветлено, что подтверждается духовной практикой. Все живые существа должны быть освобождены от новых рождений.

 

Школа тэнрикё (яп. тэнрикё сю). «Учение из города Тэнрикё». Основательница учения, популярного в XIX в., Мики Накаяма пыталась объединить буддизм, синтоизм и христианство. Согласно учению, все люди представляют собой живые храмы. Получив откровение, Накаяма занялась миссионерское деятельностью, будучи взрослой женщиной, имеющей детей.

 

Школа хоссо (яп. хоссо сю). Основана монахом Досё (629–700). Опирается на учение индийской школы виджнянавада (йогачара) и китайской школы фасян (вэйши). В учении о трех видах дхарм (яп. хо) рассматриваются дхармы сознания (яп. синно хо), психики, психических процессов (яп. синдзё хо) и чувственных восприятий (яп. сики хо). Они различаются только на низшем уровне видения мира. На уровне высшей абсолютной истины все дхармы одинаковы и не имеют собственной природы.  Утверждается, что абсолют — это только сознание, чистое сознание, в котором присутствуют все потенции мира. Задача адепта — ограничение дискурсивного мышления, переход на интуитивный способ мышления, подавление процесса активизации семян, угашение волнения дхарм и прекращение новых рождений. Все живые существа различаются по степени их близости к освобождению. Школа существует в современной Японии.


По буквам:  а б в г  д е ё ж з  и й  к л м  н  о  п  р с т у ф   х  ц ч  ш  щ  ы э  ю я     1 - 9


По вопросительным словам:
почему  что  где  когда  какой  сколько  как  откуда

При копировании материала со значком Link! ссылка на  сайт обязательна!
Обратная связь: tamisra@rambler.ru